Готовы ли москвичи к тому, чтобы отказаться от монополии ДЕЗа, и нужно ли это делать — об этом мы беседовали с первым заместителем главы управы района Чертаново Центральное А.И. СУДАРИКОВЫМ.
«Восемьдесят три попытки собрать общедомовые собрания с целью разъяснить жителям отличия новых форм управления от прежних, не увенчались успехом, — сказал А.И. Судариков, — не было кворума. Там же, где нам удавалось собрать жителей, решение было единогласным — оставить право управления за Дирекцией единого заказчика. Причин такого стойкого нежелания что-либо менять как минимум две. Первая кроется в извечном российском консерватизме, а также уверенности, что проблемы горожан по-прежнему должно решать государство. Вторая причина — достаточно неплохая работа ДЕЗа и подрядных организаций. Чертановцы, имея чистые и ухоженные дворы, дома и подъезды, боятся потерять то, что уже есть. Причем даже жители тех домов, которые и раньше были вправе выбирать управляющие компании — ТСЖ и ЖСК — также предпочитают заключать договоры не со сторонними организациями, а с ГУП ДЕЗ.
Опытные руководители ТСЖ и ЖСК, а также председатели домкомов опасаются обращаться к коммерческим структурам, ведь сейчас практически все коммунальные платежи аккумулируются в Дирекции, которая направляет средства на различные коммунальные нужды жилого фонда. В случае если управление домом или целым микрорайоном возьмет на себя частная компания, может произойти самое печальное — она может просто «раствориться» вместе с деньгами. Такие мошенники есть, и случаи обмана жителей известны. Разумеется, что большинство компаний на рынке ЖКХ — это порядочные и опытные компании, но жители не хотят рисковать, и понять их можно.
Мне кажется, что компании сами должны проявить себя и своей хорошей работой привлекать жителей. Совсем скоро на пустыре напротив 13-х домов по улице Красного Маяка начнется строительство целого жилого квартала. Взяв его в управление, коммерсанты могли бы создать своеобразный анклав, условия жизни в котором разительно отличались бы от соседних микрорайонов. Видя идеальный порядок и согласившись, быть может, с некоторым увеличением платежей, жители соседних домов могли бы подписать договор с теми, кто, по их мнению, лучше справляется с содержанием жилого фонда.
С управляющими организациями сейчас происходит примерно то же, что происходило с подрядными организациями лет десять назад. Тогда на рынке ЖКХ появлялись фирмы, которые, заключив контракт с местными властями, могли в любой момент скрыться, не доделать начатую работу, произвести ремонт в неполном объеме. Понадобилось десятилетие, чтобы рынок стал цивилизованным. Сейчас, отбирая на конкурсной основе подрядные организации, каждый руководитель может без труда ознакомиться с историей той или иной компании. Самые выгодные городские заказы достаются только честным и опытным организациям. Для того чтобы сформировался рынок управленцев, также понадобится немалое время. Должен произойти своеобразный естественный отбор.
Есть у Дирекции единого заказчика и еще одно преимущество по сравнению с частными компаниями. Опираясь на многолетний опыт и движимые еще каким-то советским энтузиазмом, его работники занимаются массой «побочных» дел, например, помогают проводить выборы, оказывают содействие в переписи, разносят повестки призывникам и др. Любая частная фирма согласится делать все это только за дополнительные деньги, которые, в конечном счете, будут удержаны с налогоплательщиков.
Именно поэтому мы призываем жителей взвешенно отнестись к выбору частной управляющей компании. Тем же, кто захочет заключить контракт с частниками, мы готовы оказать всемерное содействие. В любом случае, даже если с 1 января 2007 г. тот или иной дом будет передан в управление ДЕЗу, жители, согласно новому закону, могут в любой момент расторгнуть с ним договор и заключить новый с другой, более выгодной для них компанией. Так что никакой даты «Х» в начале следующего года не случится. 1 января — скорее начало пути, чем рубеж, за которым сплошная неизвестность».
Записал Д. Дунько